Содержание статьи
Недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации в госучреждении. Если построенный дом не поставлен на учет в Росреестре, с ним нельзя проводить юридические процедуры (продажа, аренда, дарение и т. д.).
Какой дом считается объектом ИЖС

В нормативно-правовых актах нет четкого определения понятия «индивидуальное жилое строение». Отнести здание к этой категории можно по следующим признакам:
- высота дома не превышает трех этажей;
- здание предназначено для проживания одной семьи;
- обособленное расположение;
- отсутствие смежных стен с иными объектами ИЖС.
ВАЖНО! Перед началом строительных работ на участке требуется получить разрешение в местном органе власти.
Если разрешения на строительство нет
Собственник земельного участка, не получивший разрешения на строительство, обязан легализовать постройку. В ином случае контролирующие инстанции вправе признать ее самостроем и демонтировать здание. Процедура регистрации частного дома регламентирована ГрК РФ.
Легализация самовольно возведенного здания проводится одним из трех способов:
- Судебное разбирательство.
- Оформление разрешительной документации задним числом.
- Обращение в комиссию пресечения самостроев и составление заявления о сохранении здания.
ВАЖНО! Ввод постройки в эксплуатацию происходит не по завершении отделочных работ, а после установки окон и дверей и подведения коммуникационных систем.
Порядок регистрации жилого дома на земельном участке
Разрешение на ввод в эксплуатацию – важный документ, составлением которого занимается группа специалистов после осмотра объекта и анализа предоставленной документации. Если возводимое здание относится к категории дачного или садового домика и не используется для круглогодичного проживания, ввод в эксплуатацию не требуется.
Оформление частного дома в собственность сопровождается заполнением декларации, в которой отражены следующие сведения:
- размеры постройки;
- тип используемых стройматериалов;
- состояние коммуникаций.
Оформлением кадастрового паспорта и технического плана занимаются работники БТИ. Если специалисты обнаруживают нарушения, дом не регистрируется.
Какие документы предоставить
Для регистрации построенного дома требуется представить в регистрирующий орган пакет документов:
- заявление о переведении здания в частную собственность;
- удостоверение личности заявителя или нотариально заверенная доверенность его представителя;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
- документация, удостоверяющая право владения землей;
- документ, подтверждающий факт ведения строительных работ.
СОВЕТ! Если участок земли до начала строительства не переведен в личную собственность, регистрация надела проводится одновременно с домом.
Куда обращаться
Оформление права собственности на недвижимость проводится по месту расположения постройки. Документация передается в регистрирующий орган – МФЦ или Росреестр.
Если здание получено в наследство, перед обращением в госучреждение требуется заверить в нотариальной конторе свидетельство о наследовании.
Сроки оформления
На законодательном уровне не прописаны сроки регистрации жилой постройки. Собственник должен зарегистрировать здание, если планируется проведение юридических процедур с постройкой.
Срок регистрации также зависит от того, в какое учреждение обращается гражданин. В МФЦ для регистрации требуется девять дней, в Росреестре – семь.
СОВЕТ! Если договор купли-продажи оформляется у нотариуса, служба регистрации выдает выписку через три дня.