Содержание статьи
В платежи за коммунальные расходы входят общедомовые нужды (ОДН), за которые вносят взносы съемщики и собственники недвижимости в многоквартирных домах. ОДН требуют технического обслуживания – мероприятий, которые помогают содержать здание в соответствующем состоянии. Подобные меры касаются коллективного имущества, в том числе подъездов, лестниц, крыш, чердачных и подвальных помещений жилых домов.
Состав ОДН
Как говорилось выше, это означает общедомовые нужды, к которым причисляют:
- горячее водоснабжение;
- холодное водоснабжение;
- канализацию;
- снабжение теплом подъездных помещений и лестниц;
- освещение мест общего пользования.
Содержание общего имущества согласно правительственному Постановлению №354 от 6.5.2011 года оплачивается жителями многоэтажного здания, независимо от наличия счетчиков. К коммунальным расходам на общедомовые нужды причисляют:
- траты при аварийных ситуациях, испытаниях и промывке в трубопроводах и газопроводах;
- санитарно-гигиенические действия во всеобщих местах пользования;
- обслугу придомовых территорий;
- содержание общего имущества: лифтовых и охранных устройств, антенн и т. п.
Список общедомовой собственности есть в 36-й статье Жилищного кодекса. К ней относятся:
- лестничные пролеты;
- лестницы;
- лифтовые сооружения;
- чердачные и подвальные помещения;
- крыши;
- электрокабели;
- земля, на которой стоит постройка;
- другие помещения для эксплуатации здания.
Как рассчитывается плата за ОДН
Это зависит от того, есть ли в строении расходомеры на общедомовые нужды. При их присутствии платеж содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывают методом вычитания показателей общедомового счетчика по электроэнергии, на ХВС и ГВС ОДН с данными индивидуальных расходомеров и нормами потребления, если личных приборов учета нет. Получившийся результат делится между населением многоквартирных домов согласно занимаемой площади.
Когда полученный итог равен нулю, то оплата на содержание общего имущества не удерживается, а при минусовых значениях происходит перерасчет в пользу жильцов. Когда общих счетчиков в доме нет, то платежи рассчитывают исходя из метража занимаемой квартиры и норм расходов на ОДН в прямой пропорции.
Поэтому при вопросе, как это рассчитывается, учитывают присутствие коллективного счётчика и обязательность коммунальных платежей на содержание общего имущества проживающих в здании. При отсутствии подобного прибора придется вносить оплату согласно нормам, которые действуют в конкретной местности на обслуживание МКД.
Техобслуживание здания
Перед тем, как выяснить, что входит в техническое обслуживание многоквартирного дома, надо определиться с этим понятием. В многоэтажных жилых зданиях имеется два вида владения:
- долевое (пользования подвальными и чердачными помещениями, коридорами, подъездами и т. д.);
- индивидуальное (квартиры, балконы-лоджии и т. д.).
За вторые отвечают их обладатели, а за долевую собственность – проживающие в здании. За содержание общего имущества несет ответственность домоуправляющая организация или ТСЖ. Во всех случаях оформляют договор, по которому они отвечают за техническое обслуживание дома на собранные налоги.
Когда МКД содержат и обслуживают владельцы квартир, то содержание и ремонт общего имущества ложится на их плечи, но подобное бывает редко. Техобслуживание многоэтажного здания – это комплекс мероприятий, сосредоточенных на содержание постройки и пользования общим имуществом в приемлемом виде. Законом список, что входит в техобслуживание, не регламентируется, но подразумевается содержание долевой собственности в нормальных условиях.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном сооружении предполагают следующие меры:
- систематические проверки здания, которые помогают обнаружить надобность ремонта для содержания общего имущества в многоквартирном доме в хорошем виде;
- внеплановые ремонтные меры по ликвидации мелких повреждений (отваливающаяся краска, небольшие проблемы подполий и т. п.);
- капремонт постройки, направленный на ликвидацию больших проблем;
- сезонный сервис (окраска фасада, чистка кровли и т. п.);
- другие услуги на общедомовые нужды (уборочные и санитарные мероприятия в подъездных помещениях и т. п.).
На практике список коммунальных услуг на содержание общего имущества и техобслуживание есть в подписанном контракте с управляющей компанией. Его ксерокопия находится у съемщиков и владельцев квартир, по крайней мере, у ответственного по подъезду. На созванном собрании жители вправе проголосовать за отказ от определенных услуг содержания общего имущества в многоквартирном доме, если они не исполняются как надо или в них нет потребности.
Кто обслуживает МКД
Услуги пользования общедомовым имуществом осуществляют те, кто заключил на их оказание контракт. Это управляющие компании или владельцы отдельных квартир, которые назначены собранием и несут ответственность содержания общего имущества в многоквартирном доме вследствие заключенных соглашений.
В России в огромном большинстве ответственными службами за техническое обслуживание являются управляющие компании. После оформления договорных обязательств с собственниками они отвечают за ОДН в ЖКХ и технический сервис. Каждый рассчитываемый период в платежке за коммунальные услуги они начисляют взносы на общедомовые нужды, которые распределяются на население многоэтажного здания.
Это зафиксировано в подписанных контрактах содержания общего имущества в многоквартирном доме. При ненадлежащем оказании работ владельцы недвижимости вправе обязать управляющую компанию:
- исключить из списка определенные услуги содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые включены в техобслуживание;
- затребовать рассчитать тарифы согласно сниженным ставкам;
- передать исковое заявление на управляющую организацию в судебные органы, чтобы получить возмещение по жилищным услугам за ненадлежащее исполнение.
Лучше разрешать возникшие проблемы общего пользования имуществом миролюбиво, но если это не выходит, то следует отправиться в судебные инстанции. Оспаривать расчет ОДН нужно избранным на собрании жителям МКД, которым доверяют и поддерживают. Основная цель такого обращения – обоснование ненадлежащей работы управляющей компании, собрав акты о плохом состоянии здания, неубранных общих коридорах, наличии сырых подвалов и т. д. При отсутствии подобных документов доказать плохую работу невозможно.
Тарифы на общие нужды
После определения техобслуживания здания следует узнать, как расшифровать услуги пользования коллективным имуществом в квитанции. Тарифные ставки очень запутанны и сложны. Закон регламентирует только основные услуги, куда входят ОДН по воде, электричеству, уборке, отоплению. О том, сколько стоит содержать общее помещение в многоэтажном здании, не указывается.
В соответствии с этим платежка управляющих компаний расшифровывается при помощи следующих моментов, которые определяют стоимость тарифов:
- экономическое положение в конкретном регионе;
- список услуг, который прописан в соглашении с управляющей компанией;
- состояние постройки и потребность в ремонтных действиях.
За конечные тарифные ставки на услуги по обслуживанию многоэтажного здания несет ответственность назначенное подразделение домоуправляющей компании. Стоимость на них согласовывают при подписании соглашения на предоставление сервиса с обладателями и съемщиками жилья. Они вправе отказаться от выдвигаемых условий из-за цены на работы, также они сами могут выбрать нужную компанию, которая соответствует их требованиям или сформировать технический сервис независимо от других организаций.
В любом случае, определение перечня техобслуживания жилой постройки не составит труда при должном подходе. Содержать здание в хорошем состоянии требуется проживающим в нем, поэтому выбирать обслуживающую организацию следует ответственно и тщательно.