Приватизация муниципальной квартиры из жилищного фонда

Приватизация квартиры является процедурой перевода недвижимости из разряда муниципальной собственности в категорию частного владения гражданина. Государство предоставляет право проживающему в жилье по соцнайму гражданину осуществить определенные действия для перехода квадратных метров в личное распоряжение. Изменения российского законодательства о порядке проведения процедур приватизации имущества носят положительную динамику.

Плюсы и минусы приватизации

документы для приватизации квартиры

В 1991 году в Российской Федерации стал действовать закон № 1541-1, в котором обозначена позиция законодателя, в соответствии с которой приватизация жилья может быть осуществлена в домах, где на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и социального найма проживает потенциальный собственник.

Основной плюс участия в приватизации заключается в появлении перспективы распоряжаться собственностью по своему усмотрению:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Или звоните нам по телефону (круглосуточно).

Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-00-57
Москва и Московская область
  • продавать, дарить, отчуждать любыми законными способами;
  • менять, передавать в наследство третьим лицам;
  • получать доходы от сдачи квартиры в аренду;
  • использовать собственность в качестве залога при получении ссуды в банке.

Однако нельзя не отметить отрицательные стороны перехода квадратных метров не только в пользование, но и в распоряжение человека.

В соответствии с гражданским и жилищным законодательством, бремя ответственности за содержание имущества несет собственник. В момент оформления договора на приватизационные действия, человек добровольно принимает условия дальнейшего финансового обременения по содержанию квартиры.

Поэтому допускают следующие минусы:

  • оплата налогов на имущество;
  • участие в управлении, в том числе с нагрузкой на финансирование многоквартирного дома;
  • включение в программу капитального ремонта и внесение ежемесячных фиксированных сумм на лицевой счет дома.

Приватизация имущества должна быть произведена в соответствии с определенными правилами и в отношении лиц, которые проживают в жилье или имеют законное право наследовать за теми, кто ранее имел отношение к ведомственному помещению.

Кто имеет право

В соответствии со ст. 2 Закона о приватизации от 04.07.1991 N 1541-1, право на эту процедуру приобретают те граждане, которые проживают в социальной квартире. Соответственно, прописанные члены семьи находятся в равноправном положении по отношению к процедуре перехода недвижимости в собственность.

Взрослые квартиросъемщики могут подать заявление на бесплатный переход квартиры в частное владение единожды. Дети, наоборот, могут получить долю в жилом помещении дважды:

  • самостоятельно после достижения совершеннолетия;
  • через своих законных представителей.

Однако, следует сделать акцент на том, что речь в случае с несовершеннолетними идет о приватизации разных муниципальных квартир. Например, мать и отец проживают раздельно. Отец проживает в ведомственном жилье, а мать пользуются квартирой по договору социального найма. Женщина проживает совместно с ребенком, соответственно прописан он вместе с матерью. В процедуре приватизации будет участвовать и малыш, и мама. Она изъявит желание представлять интересы сына или дочери. После смерти отца, ребенок претендует на получение квадратных метров в собственность ведомственной квартиры без согласия матери в порядке наследования.

ВАЖНО! Приватизация муниципальной и государственной квартиры после смерти проживающего в квартире члена семьи возможна только после уточнения наследственной доли.

Таким образом, участники приватизации – лица, состоящие в родственных связях и проживающие в помещении, которое предоставлялось в пользование уполномоченными на то органами власти.

Сколько времени занимает приватизация жилплощади

Нормативно определено, что у уполномоченного органа есть 60 календарных дней на согласие с законностью требований о приватизации квартиры по договору социального найма.

Могут возникнуть вопросы с переходом права участия в приватизационных действиях в случае смерти заявителя. Однако в 2017 году Верховный Суд определил поведение государственных и муниципальных структур, отказывающих в передаче наследникам прав на получение в собственность недвижимости.

Даже если документы, представленные для регистрации, не были собраны в полном объеме, лишать родственника положенной ему наследственной массы никто не имеет права.

Отзыв заявления или оформление процедуры через доверенных лиц – единственные обстоятельства, которые могут помещать участию в приватизации.

Регистрация недвижимости в Росреестре оканчивает процедуру приватизации.

ВАЖНО! Свидетельства о праве собственности не выдаются с середины 2016 года, поэтому единственное подтверждение наличия нового хозяина у квартиры – выписка из ЕГРН.

Когда ведется спор в судебном порядке о количестве потенциальных собственников, то течение сроков приватизации квартиры приостанавливается до момента вынесения решения по делу.

Пошаговая инструкция

Существует несколько способов получить в собственность жилплощадь, зная порядок приватизации квартиры.

Весь процесс оформления начинается со сбора документов и написания заявления, приглашения специалистов для обследования квадратных метров.

Затем допустимо обратиться в ведомство или орган, который прописан в договоре соцнайма.

Допускается использовать и иные функционально допустимые средства. Приватизация квартиры может быть осуществлена через МФЦ, в котором имеются представительства уполномоченных на принятие решения органы.

Далее необходимо выждать время и получить приглашение на заключение договора. Может быть несколько оснований для отклонения пакета документов для приватизации:

  • некорректно составлено заявление;
  • при условии совместного проживания родственников, предпринята попытка единоличной приватизации без их согласия;
  • не представлены справки, необходимые для процедуры;
  • повторное участие в оформлении права собственности на квартиру.

Если потенциальные собственники хотят переоформить недвижимость с долгом по квартплате, то заявление не приведет к оформлению на себя ведомственного жилья.

Рекомендуем к прочтению: Как узнать задолженность по ЖКХ

Если в процессе ожидания один из потенциальных собственников высказывает отказ в приватизации квартиры, то к первоначальным справкам прикладывают письменное волеизъявление такого члена семьи.

ВАЖНО! Когда речь идет о служебной жилой площади, которая выдается на время нахождения в должности чиновника, то можно в исключительных случаях произвести переоформление. Здесь основное значение имеет срок службы или пребывания в должности, а также момент, позволяющий осуществить перевод из одного жилищного фонда в другой (муниципальный или государственный).

Окончание процедуры предполагает получение свидетельства о приватизации квартиры.

Перечень документов

Список документов, который должен быть представлен в уполномоченный орган, состоит из:

  • удостоверений личности и свидетельств о рождении принимающих участие в переходе прав собственности;
  • заключенного ранее соглашения о пользовании недвижимостью с уполномоченными органами власти или дубликат договора соцнайма;
  • письменного одобрения кандидатур претендентов на получение права собственности, выраженного членами семьи;
  • выписки из лицевого счета об отсутствии коммунальных долгов;
  • справки о составе проживающих в помещении лиц;
  • плана конкретного объекта недвижимости, выданного Бюро техинвентаризации на момент подачи заявления с кадастровым номером, если таковой был присвоен;
  • справки из БТИ об отсутствии сведений об участии в приватизации потенциального собственника;
  • выписки из Реестра объектов недвижимости, где должны содержаться сведения об иных квартирах и жилых домах, имеющихся в собственности у заявителя на момент подготовки пакета документов.

Возможна приватизация квартиры через суд. В таком случае исковое заявление должно содержать мотивы оспаривания отказа в регистрации права собственности. В общей сложности, вышеописанный перечень документов должен быть также подан в качестве приложений к иску.

Однако здесь же должны быть приложены копии писем, где предполагается отменить правомочную приватизацию. Так, если выясняется, что гражданин пытается получить в собственность квартиру с долгами по коммунальным платежам через суд, то его требования не будут удовлетворены.

ВАЖНО! В отказе должны быть указаны основания непринятия положительного решения и условия для возобновления государственной услуги.

Для подачи иска необходимо оплатить госпошлину, которая на основании ПП. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет триста рублей. Срок исковой давности в соответствии с гражданским законодательством составляет три года с момента, когда гражданин имел возможность узнать о притеснении своего права.

По решению суда, для регистрации надо представить только копию определения в Росреестр без дополнительного сбора справок и выписок.

Заявление

Общий образец заявления можно найти на многих ресурсах в режиме онлайн. Некоторые из них даже содержат пример заполнения. Однако в этом вопросе необходимо опереться на нормативный акт, в приложении которого дана общая форма (скачать образец заявления). В шапке заявитель обязательно прописывает наименование инстанции и свои данные, вплоть до контактного номера телефона для оперативной связи.

В центре листа пишется наименование документа. Далее текст должен начинаться с нормативного обоснования просьбы (закона о приватизации) и далее указывается порядок владения объектом недвижимости (совместная или долевая). Письмо может носить коллективный характер. Ниже прописывается основание (указывается наименование соглашения) и определяется конкретный адрес.

Заявитель обязательно перечисляет все приложения в конце документа и предоставляет проставить подписи потенциальных хозяев квартиры. Согласие членов семьи, которые не принимают участие в процедуре и не претендуют на долю, должны быть тут же прописаны. Этим подтверждается добровольный отказ от участия в приватизации.

ВАЖНО! Отдельно для каждого члена семьи заполнять заявление не надо, достаточно только удостоверить подпись лица, которому доверено представлять интересы остальных участников приватизации.

Договор

Соглашение с администрацией, которое, по сути, означает разрешение на приватизацию, составляется всегда в трех экземплярах. Отчуждение недвижимости должны зафиксировать и клерки, и сотрудники БТИ. Это правило подкрепляется тем фактом, что именно эта организация может выдавать в дальнейшем справки о наличии договора на приватизацию.

Решение Роскоммунхоза также имеет в качестве приложения образец договора. Особое внимание стоит обратить на необходимость прописи долей в соглашении. Здесь же администрация передает обязанность по содержанию имущества и участию в оснащении общих территорий.

Договор может содержать специфические условия, если дом, в котором располагается квартира, отнесен к объектам исторического или культурного наследия. Все действия собственник должен согласовывать с уполномоченным органом, даже если речь идет о переносе ненесущих стен.

После кончины собственника по договору о приватизации (когда он проживал один), никто не имеет права ущемить близких и кровных родственников, которые будут наследовать имущество по закону.

Подобно передаче персональных данных, потенциальный собственник дает согласие на ознакомление с правилами пользования и содержания имущества. Это означает, что многоквартирный дом, в котором проживает заявитель, приобретает статус приватизируемого фонда и переходит с баланса администрации или иного органа на полное обеспечение граждан.

ВНИМАНИЕ! Чем меньше квартир находятся в муниципальной квартире, тем слабее влияние администрации на решение текущих вопросов нанимателей.

Договор может быть общим или носить частный характер. Если одновременно с баланса списывают целый многоквартирный дом, то договор готовится один с количеством копий равным численности заселенных нанимателей.

Доверенность

Передача прав на оформление документов для участия в приватизации может быть осуществлена на основании доверенности. Подобный документ лучше составить у нотариуса, хотя четкого указания на это нет.

В доверенности должны быть прописаны не только права и обязанности сторон, но и основания с данными обо всех сторонах потенциальной сделки.

Узконаправленного текста доверенности не существует. Образец доверенности есть у сотрудников нотариальной палаты или можно скачать по ссылке.

Стоимость приватизации

С февраля 2017 года установлено, что бесплатная приватизация должна быть осуществлена в течение любого промежутка времени. Волеизъявление гражданина или его семьи не должно иметь значение для определения стоимости услуги.

Таким образом, если проблема не переходит в разрез судебного спора, то оплата за приватизацию не потребуется. Делая вывод о правилах приватизации, стоит отметить хлопотность этого мероприятия. Но получение в собственность объекта недвижимости является прекрасной возможностью человеку обзавестись собственным жильем.

Льготы ЖКХ для ветеранов труда