При сегодняшнем положении дел в стране сложилась ситуация в которой природные, инфраструктурные, людские и многие другие ресурсы используются крайне неэффективно. Можно сказать, что обширные территории остаются неосвоенными. Причем речь идет не только и не столько о Сибири, которой, как известно, должна прирастать богатствами земля российская. Реальность такова, что даже те территории, которые номинально считаются заселенными и освоенными, по сути таковыми не являются. Безработица и другие депрессивные явления в регионах тому свидетельством. Необходимость глобального поворота отечественной экономики от интенсивного к экстенсивному пути развития назрела давно. Но сегодня эта необходимость достигла крайнего рубежа, за которым – прямая дорога к окончательному развалу и хаосу.
Конечно прежде чем что-то развивать, необходимо самому быть грамотным человеком. В наше время благодаря доступу к интернету стало возможным получить любое образование. Появилось очень много образовательных платформ, с помощью которых можно подтянуть свои знания или получить новые в той или иной области, будь то курсы паспортисток или обучение портного.

Перспективное освоение российских территорий с уплотнением и диверсификацией хозяйственной структуры страны требует масштабных организационных мероприятий, подкрепленных новой инвестиционной политикой, при которой привлекаемые средства смогут эффективно работать на низовом, муниципальном уровне. В правительстве России прекрасно осознают это.
«Инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях, нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила». Эти слова нынешний премьер Владимир Путин произнес на заседании Государственного совета по вопросам привлечения инвестиций в экономику регионов еще в 2007 году. Однако с тех пор мало что изменилось.
Прежде всего, эффективному решению задач по привлечению инвестиций препятствует неадекватное состояние российских муниципалитетов. В стране наблюдается практически полное отсутствие продуманных и системно реализуемых технологий и алгоритмов разработки реалистичных программ и планов развития территорий.
Еще одним фактором, существенно ограничивающим возможности реализации инвестиционных проектов, является низкая квалификация значительного числа чиновников местного самоуправления. Доходит до того, что некоторые из них не имеют даже высшего образования, не говоря уже о профессиональной квалификации, пригодной для разработки и реализации сложных социально-экономических программ. Неудивительно, что проблема недостаточности муниципальных финансов с каждым годом становится все острее.

Как разорвать этот порочный круг? С одной стороны явно назрела необходимость масштабного вмешательства государства. Прежде всего от него требуется принятие срочных решений в сфере межбюджетного и налогового регулирования.
В то же время мировая практика показывает, что всегда более результативным и надежным, по сравнению с прямыми государственными вложениями, является частное, частно-государственное (частно-муниципальное) и подобное ему инвестирование средств в территориальное развитие и развитие производственного потенциала территорий. Негосударственный инвестор, работающий по законам рынка, всегда стремится к максимально эффективному использованию своих капиталов, к достижению максимального результата. Он лучше управляет проектом и склонен лучше его контролировать, не допуская нерационального расходования вложенных средств. Еще более эффективным, чем прямое, основанное на «затратном принципе» вложение государственных денег, является проектное (в том числе «грантовое») инвестирование, суть которого во вложении капитала в решение конкретного комплекса задач с целью достижения определенного, заранее спланированного результата. Но практика показывает, что муниципальным властям очень сложно, практически невозможно найти инвестора самостоятельно.
— Обычно у муниципалитетов возникают сложности с подготовкой приемлемого инвестиционного предложения, — говорит президент Фонда развития государственного права и гуманитарных проектов Марина Смирнова. – В то же время, даже при наличии подготовленных, высокоэффективных проектов с хорошим потенциалом, у многих также возникают сложности с привлечением инвесторов. Причина в том, что органы местного самоуправления как правило недостаточно информированы как о наличии потенциальных инвесторов, так и о технологиях работы с ними. Ну а частные консалтинговые агентства крайне неохотно берутся за разработку и продвижение муниципальных проектов, так как это связано с большими трудозатратами. Думаю, нужно искать выход в том, чтобы создавать площадки как для обмена опытом, так и для организации прямой устойчивой связи между муниципалитетами и инвесторами.

Впрочем, такие площадки уже возникают. В ноябре «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС) запустил проект «Развитие территорий – благополучие граждан», направленный на содействие развитию муниципальных образований страны, в том числе через распространение эффективных механизмов привлечения инвестиций муниципальными образованиями. Руководителем проекта назначен Александр Мигуля, член Бюро Центрального Совета ВСМС. По словам г-на Мигули, при разработке проекта была проведена предварительная работа, были проанализированы существующие отрицательные и положительные практики муниципалитетов, на основе которых рабочая группа и разработала программу. По замыслу, этот проект ВСМС и станет той площадкой, где будет проходить и обмен опытом, и прямой контакт инвесторов с реципиентами.
По словам г-на Мигули, реализация проекта предусматривает поддержку и развитие муниципальных инвестиционных проектов, направленных на решение задач комплексного, устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, содействие их переходу от режима «выживания» к планомерному развитию, а в перспективе – к инновационному развитию. Сейчас ведется отбор муниципалитетов и переговоры с инвесторами. В феврале будет объявлено о начале первых инвестиционных проектов. «Развитие муниципальных и региональных инвестиционных программ – одно из перспективных направлений совершенствования местного самоуправления и регионального управления в нашей стране» – отметил Александр Мигуля по поводу предстоящей работы.
А если еще и государству удастся поспособствовать созданию условий, при которых с муниципалитеты получат прямую связь с инвестором, то проблема развития территорий сдвинется с мертвой точки. Но с другой стороны необходимы механизмы, при которых регионы смогут предоставлять инвестору возможности для работы на своей территории и доступ к соответствующим ресурсам и инфраструктуре. При этом, учитывая мировой опыт, возможно и включение в проекты дополнительных, социально-ориентированных задач. Это и создание новых рабочих мест, и модернизация инфраструктуры, и увеличение налоговых поступлений и многое другое – то, что позволит решить острейшие вопросы, стоящие сегодня перед российской глубинкой своими силами.