Содержание статьи
Процедура снятия гражданина с учета регистрационных органов в обиходе называется выпиской. Прибегают к ней по разным причинам: смена места жительства, продажа дома, судебное решение. Во всех случаях требуется подготовить пакет документов.
Как выписаться из частного дома

Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета регулируется постановлением правительства РФ №713 от 17.07.1995. Закон определяет следующие основания для выписки из дома:
- смена места жительства;
- смерть жильца;
- постановление суда – признание жильца умершим или безвестно отсутствующим, утратившим право пользоваться домом, прекращение семейных отношений;
- предоставление недействительных бланков и сведений при регистрации;
- фиктивная постановка на учет.
Снятие с регистрации производится по собственному желанию либо в принудительном порядке, по решению суда.
ВАЖНО! Снятие с регистрации из частного дома не имеет принципиальных отличий от выписки из других видов жилья.
Куда обращаться
Для выписки из жилья можно обратиться:
- в МФЦ;
- в паспортный стол по месту жительства;
- в отделение ФМС;
- оставить заявку на сайте «Госуслуги».
Однако даже в последнем случае надо будет прийти в отделение миграционной службы для отметки в паспорте.
Какие документы предоставить
Заявителю потребуется пакет документов для выписки из дома по личной инициативе:
- паспорт;
- заявление о снятии с регистрационного учета.
Если лицо планирует зарегистрироваться по другому адресу, вместе с указанным выше заявлением заполняется и заявление о постановке на учет по новому адресу. Необходимо документально обосновать возможность регистрирования по новому адресу: предъявить право собственности на жилье либо письменное согласие собственника.
ВАЖНО! После снятия с регистрации гражданину необходимо зарегистрироваться по новому адресу в течение семи дней (ст. 6 ФЗ 5242-1 от 25.06.1993).
Если снятие с регистрации происходит в принудительном порядке, то собственнику жилья необходимо предоставить в миграционную службу следующие документы:
- паспорт;
- право собственности на дом;
- постановление суда;
- заявление на отмену прописки жильца.
ВАЖНО! Собственник может добиться в судебном порядке снятия с регистрации длительно отсутствующего родственника. Например, если жилец служит в армии или отбывает уголовное наказание. По возвращении жильца владелец обязан вернуть регистрирование.
На частный дом заводится домовая книга, бланк которой закреплен на законодательном уровне. Книга регистрируется собственником в миграционной службе. В первый раздел вносятся сведения о владельцах: ФИО, сведения о документе, подтверждающем владение домом либо его долей. Второй раздел раскрывает информацию о зарегистрированных жильцах: ФИО, дата рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность, отметка о постановке и снятии с учета.
При выписке из дома в отделение миграционной службы следует подать и домовую книгу. Однако сделать соответствующую отметку о снятии с регистрации собственник сможет позже, без присутствия прописанного ранее жильца.
Образец заявления
Бланк заявления можно получить в отделении УВМ УМВД. Форма содержит следующие сведения:
- полное наименование отделения ФМС;
- информация о заявителе – ФИО, дата и место рождения, паспортные данные;
- сведения о законном представителе лица, не достигшего 14 лет (указать степень родства, ФИО и реквизиты документа, удостоверяющего личность);
- основание для выписки – например, указать адрес нового места жительства и наименование миграционного органа;
- адрес прежнего места жительства;
- номер СНИЛС;
- дата и подпись жильца либо его законного представителя.
Образец заявления о выписке из дома можно скачать, перейдя по ссылке.
Сроки рассмотрения
Срок рассмотрения заявки составляет три рабочих дня с момента поступления в отделение управления по вопросам миграции УМВД. Если оставить заявку в отделении МФЦ или на сайте «Госуслуги», период обработки может увеличиться до 6 рабочих дней.
Порядок выписки несовершеннолетнего ребенка или недееспособного гражданина
Недееспособным признается лицо, состояние здоровья которого не позволяет нести ответственность за свои действия. Для выписки недееспособного лица потребуются:
- документ, удостоверяющий личность законного представителя;
- документ на опеку;
- заявление о выписке;
- разрешение органов опеки;
- документальное подтверждение того, что недееспособное лицо длительное время не проживает в доме;
- подтверждение наличия новой жилплощади с условиями, аналогичными прежним, если недееспособный является собственником жилья;
- иск в суд с обоснованием причин процедуры.
Для снятия несовершеннолетнего с учета нужны:
- документ, удостоверяющий личность законного представителя;
- свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
- заявление о снятии с регистрации;
- разрешение органов опеки, если ребенок является владельцем дома либо его доли;
- справка, подтверждающая наличие у ребенка нового жилья с равноценными условиями.
ВАЖНО! Несовершеннолетние прописываются и выписываются из дома совместно с родителями.
Нужно ли согласие собственника
Для выписки из дома не требуется участие и личное присутствие владельца. Собственнику не нужно подтверждать согласие и предоставлять справки на дом в отделение миграционной службы.