Содержание статьи
По дачной амнистии граждане, пользующиеся участками земли и постройками (жилыми и садовыми домами, гаражами, хозяйственными сооружениями, банями), получают право оформить их в собственность. После регистрации объектов в Росреестре владелец может распоряжаться имуществом.
В чем суть дачной амнистии

Передача в собственность домов и земель регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами – ФЗ № 93, действующим с 26 июня 2006 г., ФЗ № 18 от 28 февраля 2015 г. Их положения упрощают порядок регистрации недвижимости в Росреестре. Исключение – запрещенные к оформлению в личное распоряжение физическим лицам.
При оформлении дома по дачной амнистии граждане получают право становиться собственниками бесплатно по упрощенному механизму.
ВАЖНО! Дача в собственность может быть оформлена даже при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию.
Амнистия действует, если:
- участок и постройки находятся в распоряжении гражданина с последующим правом их реализации;
- они переданы в пожизненное безвозмездное пользование;
- земля получена не позднее чем 30 октября 2001 г.;
- участок не предназначен для жилищного строительства, исключение – получен до 30 октября 2001 года.
При регистрации объекта по амнистии не требуется разрешения администрации и обращения в суд для признания гражданина собственником. 28 февраля 2018 года. Государственная дума приняла закон о продлении программы до 1 марта 2020 года. Об этом свидетельствует ФЗ № 36.
Какую недвижимость можно оформить по амнистии
Согласно порядку оформления объектов недвижимости в реестр включаются не все частные дома и земли.
Потенциальный владелец вправе оформить в собственность:
- участки, находящиеся в сельской местности и черте города;
- дачные сооружения, располагающиеся на землях, предназначенные для гаражного строительства и ведения подсобного хозяйства;
- садовые дома, бани, беседки, сараи и веранды, которые вправе находиться на указанной территории без специального разрешения;
- земли и строения садоводческих товариществ;
- загородные дома, предназначенные для проживания.
Перед внесением сведений в реестр недвижимости заявитель получает кадастровый паспорт. Он содержит информацию о технических характеристиках объекта (если ранее не оформлен).
Для чего регистрировать садовый дом
Гражданин, имеющий дом на правах собственника, может распоряжаться им по своему усмотрению. В этом случае требуется регистрация территории и находящихся на ней строений. До 1993 года вся недвижимость в России являлась государственной (муниципальной), частных владений не существовало. Люди получали участки в пользование на безвозмездной основе, но распоряжаться ими не могли.
ВАЖНО! С принятием Конституции 12 декабря 1993 года, в период перехода от государственного имущества к собственности, возникла потребность включения земель в реестр. Статьи 35, 36 этого главного нормативного правового акта указывают на права людей владеть, пользоваться и распоряжаться участками. При отсутствии регистрации собственности на объекты строения и земли сделки купли-продажи, мены, дарения и завещания не оформляются.
Как оформить дачу в собственность по амнистии
Регистрация дачного домика и участка невозможна, если объекты не состоят на учете в Кадастровой палате. После обращения в указанное подразделение Росреестра выдается паспорт, где указаны сведения о зданиях, сооружениях, и отражен план земельного участка.
Пакет документов
Для оформления в собственность объектов недвижимости необходимо предоставить в регистрирующий орган пакет документов для дачной амнистии:
- договор о безвозмездной передаче объекта или другие правоустанавливающие акты (купля-продажа, дарение, наследование);
- копия паспорта;
- выписка из домовой книги;
- кадастровый паспорт;
- чек об оплате госпошлины по дачной амнистии (350 рублей);
- заявление.
ВАЖНО! Для членов некоммерческих товариществ оформить дом в собственность возможно по упрощенной системе. Достаточно кадастрового плана и договора о передаче имущества во владение.
После приема документов в Росреестре выдадут расписку с перечнем принятых от гражданина справок и сведений с указанием даты получения выписки из ЕГРН, подтверждающей право владения.
Куда обратиться
Копии документов направляются в регпалату или многофункциональный центр, который осуществляет прием граждан и передает информацию в регистрирующий орган.
Сроки регистрации
Сроки внесения недвижимости в реестр регулируются статьей 16 ФЗ № 218 от 13 июля 2015 г.:
- если заявление и документы поданы в регистрационную палату, период рассмотрения составляет 7 рабочих дней с момента приема;
- при обращении в МФЦ – 9 рабочих дней.
ВАЖНО! Срок передачи имущества в собственность — 5 рабочих дней, если заявителем предоставлено решение суда с обязательством государственного органа передать недвижимость во владение физическому лицу.
Объект считается поставленной на учет с даты внесения информации об этом в Росреестр.